В свое время Советский Союз был одной из самых развитых стран в промышленном отношении, хотя бы в части вооружения. Но за 74 года существования союза он так и не смог построить ни один полноценный авианосец. Не потому что не хотел, а потому что не получилось. Подходов и вариантов было множество, давайте разберем их.
Первый авианосец
После победы большевиков в 1917 году страна встала на рельсы модернизации армии. В ее развитие и модернизацию вкладывались огромные ресурсы. Что касаемо первого советского авианосца, то в 1927 году был одобрен план по реконструкции линейного крейсера "Измаил", учебного транспортного корабля "Океан" и линкора "Фрунзе" в один авианосец "Измаил." По плану он должен был развивать скорость до 27 узлов, нести 50 самолетов, а для защиты иметь восемь 180-мм и столько же 102-мм орудий. Если бы он "получил жизнь", то он был бы похож на авианосцы ВМС США типа "Лексингтон", которые размещали до 70 самолетов.
Спуск на воду корпуса линейного крейсера Измаил, 9 июня 1915 года Источник |
Уже на первых этапах проектирования стало ясно, что строить столь сложные объекты совершенно не имея опыта не просто, слишком много нюансов. Но даже не это стало причиной закрытия проекта. Среди руководства ВМС победила идея строительства большого количества небольших судов военного назначения, доктрина сменилась на оборонительную. Предполагалось, что дать бой врагу гораздо эффективнее в прибрежных водах на контролируемой территории.
К тому же ресурсов не хватало, а Советскому Союзу требовалось модернизировать не только флот, но и авиацию и наземные войска.
Вторая попытка
Но идея о своих авианосцах не покидает головы руководителей. Так в 1938 году, в рамках третьей пятилетки, был заложен "Проект 71", который подразумевал постройку легкого авианосца на базе крейсера "Чапаев" и "Проект 71б", тяжелый авианосец на базе крейсера "Кронштадт". Один для Балтийского флота, другой для Тихоокеанского. Но война внесла свои коррективы и проект не был завершен.
Авианосец проекта 71 Источник |
Третья попытка
Великая Отечественная Война показала, что СССР это в основном сухопутная держава. Огромные пространства требуют уделять больше внимание наземным войскам и авиации, а авианосцы будут отнимать слишком много ресурсов.
После войны Красная Армия это мощнейшая сила в Евразии и руководство ВМФ захотел опять авианосцы, к тому же этот тип судов показал себя на Тихоокеанском театре в лице США, как грозная сила.
ВМФ захотел поиметь пятнадцать авианосцев: девять больших и шесть малых. Шесть крупных для Тихоокеанского флота, а остальные для Северного. Но пятнадцать авианосцев это очень дорогой проект, требующий огромных затрат, советская промышленность просто бы не справилась, к тому же другая линия утверждала, что для обороны страны достаточно линкоров и крейсеров.
Четвертая попытка
После "ухода" Сталина в 1953 году на пост председателя ЦК КПСС встал Никита Хрущёв. Он был приверженцем ракетных технологий, ВМФ надеяться на было особо не на что. Тем не менее был предложен "Проект 85" - это легкий авианосец, который вмещал бы сорок МиГ-19 и два вертолета Ми-1. Но до постройки дело тоже не дошло.
Легкий авианосец проекта 85 Источник |
Пятая попытка
В 1962 году на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) (г. Николаев, Украина) начали строительство противолодочного крейсера "Москва" по "Проект 1123.1-3 "Кондор". Спущен на воду в 1965. Размещал 14 вертолетов Ка-25 — противолодочный вертолет. Т.е. это вертолетоносец.
В 1966 году спущен аналогичный вертолетоносец "Ленинград". Эти два вертолетоносца не имели наступательного вооружения и служили сугубо в оборонительном плане.
ПКР Ленинград в 1990 году Источник |
Шестая попытка
В 1970 году родился "Проект 1143.1-4 "Кречет" - проект серии тяжелых авианесущих крейсеров. Этот тип кораблей который сочетает классическое вооружение крейсера (артиллерия; противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы), так и авиационное.
Так в период с 1972 по 1982 были спущены четыре крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Адмирал Горшков". Они несли на себе вертолеты и самолеты Як с вертикальным взлетом.
В 1990-х - начале 2000х все они были проданы, из некоторых сделали парки развлечений, разобраны, но Индия из "Адмирала Горшкова" сделала полноценный авианосец "Викрамадитья".
Новороссийск в 1986 году Источник |
Седьмая попытка
В 1980-х годах получил свое логическое продолжение "Проект 1143.5-6 "Кречет", это еще более крупные авианесущие крейсеры ("Адмирал Кузнецов" и "Варяг"), чем предыдущее поколение. Уже могли нести почти в два раза больше самолетов по проекту, а по факту "Адмирал Кузнецов" несет четырнадцать Су-33, Су-25УТГ, десять МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ.
"Варяг" же не достроили и продали Китаю, который, путем глубокой модернизации, переоборудован в авианосец "Ляонин".
"Адмирал Кузнецов" и поныне служит в ВМФ РФ... о том что с ним происходит сейчас и как он сходил в Сирию можно судить о его готовности принять хоть какой-нибудь вызов. Само существование этого авианесущего крейсера сам по себе вызов ему самому и бюджету РФ.
ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов в 2012 году Источник |
Восьмая попытка
И самая крайняя, не буду говорить последняя, попытка это атомный тяжёлый авианесущий крейсер (АТАВКР) "Ульяновск" (Проект 1143.7 "Кречет"). Строительство начато в 1988 году, но из тяжелой экономической ситуации в России, так и не был достроен, разобран.
По проекту должен был вмещать до 70 самолетов и вертолетов.
Схема АТАКР Ульяновск Источник |
Итоги
Постройка этих морских монстров требует огромных сил и средств, и не мало для эксплуатации. Время тоже, как оказалось, играет значение, политические и военные события, все было против создание авианосцев в СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий