20 декабря 2021 г.

Сможет ли российский Су-57 победить американский F-22 Raptor?

Уже пять стран работают над истребителями пятого поколения, кто-то уже имеют рабочие экземпляры и поставляются в армию. Например, США имеют Lockheed/Boeing F-22 Raptor, F-35 (Lockheed Martin F-35 Lightning II), Китай Chengdu J-20, России Су-57 (ПАК-ФА / Т-50). Япония и Корея тоже работают в этом направлении. Каждая страна уделяют особое внимание истребителям, исходя из своих соображений, они отличаются конструктивно, технологично и несут различное вооружение. В таких условиях возникает вопрос: а что будет если эти истребители встретятся в воздушном бою как противники? Является ли Су-57 реальной проблемой для Lockheed/Boeing F-22 Raptor?

Су-57 против F-22

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

Изначально Lockheed/Boeing F-22 Raptor разрабатывался как истребитель для доминирования в воздушном пространстве, он становится заменой McDonnell Douglas F-15 Eagle. Разрабатывал самолет компания Lockheed Martin, которая уже имела опыт в конструировании истребителя-невидимки F-117A Nighthawk.

Прототип Lockheed/Boeing F-22 Raptor YF-22 в 1990 году выиграл тендер Министерства Обороны США у Northrop YF-23 Black Widow II по таким параметрам как скрытность и маневренность. У современного самолета пятого поколения основным параметром является малозаметность для радара. Так Lockheed/Boeing F-22 Raptor разрабатывался при помощи компьютерного моделирования и получил ромбовидные крылья, все поверхности граненные для снижения заметности для радиолокационных станций, плюс покрыт специальной радиопоглащающей краской.

Просчет на компьютере так же позволил сделать планер Lockheed/Boeing F-22 Raptor маневренным с учетом использования двигателей с изменяемым вектором тяги. Так же самолет получил довольно большой купол кокпита, для обеспечения лучшей обзорности пилоту, что позволяет оператору самолета быстрее обнаруживать угрозы в зоне видимости человеческого глаза.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor оснащен двумя турбовентиляторными двигателями с форсажной камерой. Оба двигателя развивают 32 тонны тяги, что на 40% больше своего предшественника McDonnell Douglas F-15 Eagle. Эти двигатели позволяют F-22 развивать крейсерскую скорость на скорости 1,4 маха без форсажа, что позволяет увеличить дальность полета, что актуально для малозаметного самолета, который не может себе позволит нести подвесные баки.

Для раннего обнаружения угрозы Lockheed/Boeing F-22 Raptor оснащен радаром AN / APG-77. Он позволяет не только обнаружить объект, но и классифицировать его. Раннее обнаружение противника позволяет сделать выстрел первым, что дает очевидное преимущество.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor все свое вооружение прячет внутри корпуса, это тоже особенность всех самолетов-невидимок, потому как подвесное вооружение значительно повышает радиозаметность. F-22 может нести две ракеты "воздух-воздух" с инфракрасным наведением AIM-9M / X Sidewinder и до шести ракет "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM («Slammer») с радиолокационным наведением с дальностью до 100 км. Еще в одном отсеке могут находиться боеприпасы JDAM со спутниковым наведением или топливные баки с суммарным объемом 9200 литров. И в дополнение самолет оснащен пушкой Гатлинга M61A2 с боеприпасом на 5 секунд непрерывного огня.

Сухой Су-57 (ПАК-ФА / Т-50)

Об истребителе АО "Сухой" известно значительно меньше, известно, что испытания длятся уже семь лет. Но даже по снимкам и видео видно, что конструктивно у него иная философия. Если судить по техническим характеристикам, то Lockheed/Boeing F-22 Raptor делает упор на незаметности и маневренности, у Су-57 в приоритете незаметность и скорость.

Основополагающий элемент Су-57, обеспечивающий скорость, это два двигателя АЛ-13Ф, каждый из которых генерирует от 8 до 13 тонн тяги, т.е. примерно как у Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Помимо этого два АЛ-13Ф обеспечивают максимальную скорость Су-57 до 1,5 маха.

В будущем планируется замена двигателей на АЛ-41Ф1, которые дадут самолету еще больше тяги.

Из электроники Су-57 оснащен радиолокационной системой N056 «Белка» и комплексом радиоэлектронного противодействия L402. Радиолокаторы L-диапазона - это основной инструмент обнаружения самолетов-невидимок, а для ближнего боя Су-57 оснащен электрооптическим комплексом 101Кс "Атолл", который позволяет обнаруживать в инфракрасном диапазоне и сопровождать противника.

Внутри корпуса "прячутся" до четырех ракет "воздух-воздух" К-77М с радиолокационным наведением с дальностью до 160 км. А так же две ракеты "воздух-воздух" малой дальности К-74М2.

Противостояние

Как будут себя вести F-22 и Су-57 в случае столкновения? Радар L-диапазона Су-57 позволит обнаруживать противника на большом расстоянии и устранять угрозу не вступая в ближний бой. В ближнем бою инфракрасный комплекс 101Кс "Атолл" может сделать Су-57 смертельным противником. В случае же невозможности одолеть противника два мощных двигателя позволят Су-57 держать противника на расстоянии.

С другой стороны Lockheed/Boeing F-22 Raptor надеется на малозаметность и возможность обнаружить врага на расстоянии. Два эти фактора могут стать "сюрпризом" для Су-57. Сложно сказать как поведут себя эти два самолета в ближнем бою, насколько эффективна инфракрасная система Су-57 против F-22 и насколько маневрены два самолета

Если эти двое когда-нибудь встретятся, это будет битва на века.

Дополнение

Но железо железом, а есть еще не маловажные факторы:

  1. Квалификация пилотов, количество налета в часах, количество учебных тренировок...
  2. Квалификация технического персонала, обслуживающего самолет.
  3. Качество радиоэлектронного оборудования и качество приемки оного с заводов производителей.
  4. И количество самих самолетов.

Превосходство в воздухе не обеспечивается боем один на один и три самолета не могут обеспечить превосходство в воздухе против десяти. Но это уже лирика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий