Об организованной преступности в России именуемым воровским движением слышали многие однако мало кто знает что по меркам истории нашей страны это явление совсем молодое она существует не более 150 лет. За это время власти пытались искоренить его как минимум трижды, но каждый раз воровское движение вновь возрождалась из пепла и поднимала свою преступную голову.
Если говорить об организованной преступности в России в современном ее понимании, то она появилась не раньше второй половины XIX века. Зарождение организованных преступных групп, как правило, происходит с переходом от феодализма к капитализму.
Всех своих крестьян помещик знал наперечет, крепостной в силу специфики жизни, не мог совершать незаметные отклонения от норм поведения, да и в городах того времени не было социальной прослойки, способной, в необходимом количестве, поставлять членов организованных преступных групп.
Да, преступления совершались и грабежи и убийства, но они носили единичный спонтанный характер. Русские бунты мы не рассматриваем, а преступные группы, организованные самими помещиками, были скорее исключением и существовали также непродолжительное время. Зачастую преступления совершались от безысходности либо на почве личных взаимоотношениях, а после совершения преступления у преступника было три варианта:
- сдаться на милость хозяину, то есть власти
- попытаться скрыться, уйти в леса, на дон откуда выдачи нет
- или как можно дольше почудить напоследок
Из последнего пункта контингент и составлял основу групп собиравшийся шарики, которые промышляли по лесным дорогам и рекам. Но время их подвигов было недолгим, причины простые, не было места где можно укрыться, отдохнуть, расслабиться, приятно провести время. Укрытия, конечно, имелись, но в местах и удаленных и были они труднодоступными как для властей, так и для всего остального населения.
К тому же сидеть годами в лесу на куче награбленного добра скучновато. Для широкой разбойничья натура отсутствовал рынок сбыта похищенного, куда без риска быть пойманным, можно было сплавить награбленное. Отсюда столько легенд о закопанных кладах.
Наконец население, жившие патриархальными устоями, мягко говоря не сочувствовало преступникам. Лидеры тех шаек, как правило, они называли себя атаманами лишь в том случае могли рассчитывать на помощь если объявляли себя борцами за народ, такими русскими робингудами.
Мол, отобрано у богатых и отдано бедным, а что преступник мог отдать крестьянину без последствий? Только продукты питания и скотину, так они и самому ему были нужны так что время жизни таких разрозненных преступных групп был недолгим, максимум до двух лет затем они бесследно исчезали, оставались лишь легенды об атаманах типа Петра Камчатки.
Государственная карательная машина тоже не дремала знаменитое слово и дело государевы работала исправно. Например, Ванька-Каин он же крепостной Иван Осипов достаточно ловко вылавливал беглых преступников.
Кстати некоторые пытаются его представить чуть ли не первых из зачинателей воровского движения. Он был первый из основателей клана оборотней в погонах, так как наиболее значимые преступления совершил находясь на службе государевой. По сегодняшним меркам его можно назвать штатным негласным сотрудником.
Так что большинство преступников благополучно отправлялись на каторгу, а по суровым временам установить там свои порядки арестантам и не мечталось. Только лишь в XIX веке особенно во второй его половине после отмены крепостного права в 1861 году, когда стали зарождаться капиталистические отношения и появилась определенная прослойка людей более или менее бесконтрольно живущих и мигрирующих по стране.
Стали возникать первые организованные преступные группы оседали они в основном в крупных городах Российской империи особенно в южных провинциях. Там растворится в людской массе было легче и с развитием товарно-денежных отношений появились рынки сбыто к краденого.
Выжить в теплом климате, на юге страны, было проще. Именно в этих границах России были особенно активны контрабандисты, торгаши, менялы, офени. Оттуда и берут свои корни Сонька Золотая Ручка и Мишка Япончик.
Кстати и воровской закон зарождался в процессе общения тогдашних коммерсантов офений в последствии барыг (от слова "барыш" - прибыль).
Они зашифровывали речь для своих нужд в основном для совместного обмана простаков. Постепенно и те кто с ними имел дело стали перенимать элементы их речи, чтобы те кто не понимает смысла слов, не понимал бы и происходящего вокруг него и не мешал бы обделывать свои делишки.
По мере разорения многих христианских хозяйств и роста подвижного населения стало увеличиваться и количество преступников, начался дележ территории, сфер влияния. Началось разделение труда специализации преступников по различным видам преступления чтобы не мешать друг другу. Так появились крадуны со всеми их специальностями:
- медвежатники, то есть воры специализирующийся на кражах из сейфов путем подбора ключей или отмычек;
- шнифера — специализировались на кражах и сейфах путем их взлома с использованием приспособления ломов, фомок, газорезок, домкратов и т.д.;
- маравихерами называли первоклассных воров карманников;
- чердачники — это вор совершающий кражи с крыш и чердаков (сейчас это антенны и провода, тогда это в основном белье);
- форточники — обворовывали квартиру проникая в нее через окно или форточку;
- банщиками называли тех кто совершал кражи на вокзалах;
- чуть позже появились фармазоны — мошенники;
- гопстопники — грабители;
- мокрушники — убийцы.
Преимуществом пользовались все таки южные города, чем дальше от центра тем было проще договориться с властями. Коррупция существовала всегда кроме того южные города исторически были центрами пересечения торговых путей. Через них традиционно шел поток контрабанды и концентрировался преступный элемент в первую очередь в таких городах как Одесса, Ростов и Киев.
Естественно в обе столицы Москва и Питер не могли не притягивать преступников своими несметными богатствами, а за ней потягивался и сопутствующий элемент: барыги, проститутки, сутенеры, попрошайки, последние тоже составляли отдельную касту со своими правилами поведения. Зачастую люди из категории попрошаек переходили в другую понимая что за один раз можно украсть столько сколько не настреляют и за год.
Максимальная активность организованной преступности всегда совпадает с моментами слабости государства и его исполнительной и законодательной власти. Природа не терпит пустоты как только в жизни общества появляются какие-либо области не урегулированной властью туда и устремляется прохиндеи всех мастей. Например, неповоротливая, сложной и коррумпированная система толкает людей на совершение самосудов либо заставляет обратиться к вору авторитету за справедливым возмездием или помощью в разрешении конфликта, ведь тот решит вопрос быстро и его решение обжалованию не подлежит, он будет исполнен незамедлительно.
Кстати слабая власть — сильная преступность если поменять прилагательные местами тоже получится верно, сильная власть — слабая преступность. Из истории видно, что эффективнее всего организованную преступность подавляет диктатура. Диктатору ни к чему какие-то параллельные системы власти. Она уничтожает их, либо подминает под себя решительно быстро и зачастую без закона.
России начала XX века, где концентрируется преступный элемент, там где коррупция и там где власть достаточно удалена центрами. А где максимальная коррупция? В столичных городах, там же и все вопросы решаются, значит туда нужно заносить, а у себя собирать. Вот и сложили своего рода центры оседлости преступного элемента: Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Киев, Ростов-на-Дону.
Так стали складываться к концу XIX начала XX века преступные организации со своими специализациями. Наиболее понятливый и опытные сообразили, что жизнь в этой среде идет по природному принципу сильный поедает слабого умный и тех других, но урвать свое и проглотить другого это не все, надо еще сохранить и не дать себя сожрать конкуренту. Попросту выжить и перед наиболее удачливыми и дальновидными встал вопрос, а как закрепить свое положение зафиксировать статус если ты добрался до вершины преступного мира.
Ведь не могли преступники издавать указы обязательные к исполнению с себе подобными нужно было придумать некую приемлемую аналогию в структуре государства, закрепляющее их верховенство в иерархии. Придумали, что тот кто избрал для себя преступный образ жизни как профессию обязан придерживаться определенного свода правил преступного мира, так называемых понятий которые якобы действовали давным давно. Вот тут вспомнили и Петра Камчатку и менее авторитетных бандитов смысл их сводился к следующим базовым тезисам:
- попасть в касту воров и прочих блатных высокая честь, но это надо заслужить;
- вор рождается от вора, но это не значит что он должен быть ему родственником, как это сейчас толкует некоторые кавказских преступных кланов просто пацан должен вырасти преступной среде и о нем не должно быть сказано ни одного плохого слова при этом безупречность его поведения на всех этапах жизненного пути должны были подтвердить авторитетные жулики;
- он обязательно должен был отбыть срок в тюрьме тогда путь к правильным парням ему открыт;
- правильный пацан стремящийся к блатной, то есть преступной жизни должен соблюдать ее законы, а уж тем более вор.
Законы стремящихся к блатной жизни:
- не вступают никакие организации особенно государственные как следствие не служить в армии и не брать в руки оружие кроме простого;
- не иметь жены семьи постоянной любовницы иначе на тебя будет легко надавить выбить слезу принудить к совершению неблаговидного поступка;
- не жить в роскоши и иначе будет жалко с ней расставаться только личные вещи и не дорогие;
- вор должен добывать себе на жизнь совершая преступление лично, иначе какой он вор;
- вор не должен употреблять наркотики особенно когда дело касается разборок, так называемый стрелок, на стрелке никому нельзя появляться нетрезвым;
- вор никогда не должен был работать.
Простой человек даже совершивший преступление не мог сразу стать членом касты.
До 1932 года не было такого понятия как "вор в законе" она появилась после 32 года, но об этом чуть позже.
Раньше появилось понятие вор причем основную часть своей жизни он проводил в тюрьме так как сам был обязан воровать. Он мог быть вором в авторитете за счет своей удали и щедрости. Авторитет это преступник уважаемый в своей профессии. В дальнейшем по мере ослабления государства российского преступные организации стали расползаться по всей стране, авторитет власти, не только правоохранительный, стал падать, над полицейскими смеялись, а над царем посмеивались
Карательный аппарат до 1917 года еще работал неплохо и многие урки оказывались в местах не столь отдаленных, но уже блатным там жилось получше чем другим категориям осужденных. Личные связи их связывали и понятие общака, то есть в воровской кассы взаимной помощи появилось во то время. В принципе общак предназначался как для осужденных отбывающих наказание, так и для тех кому плохо и на воле. В общаг отчислялась десятая часть от всех доходов добытых преступным путем, а также от выигрыша в любой азартной игре.
Было еще добровольное пожертвование это уже отголоски 1890 года, с граждан просто так требовать деньги в общак нельзя, это дело для них добровольное. Общак должен хранить тот кого назначит сходка воров и он за него отвечает.
К 1920 году воровские кланы сложились окончательно и стали действовать по всей стране. В 20-е годы были крыши которым платили нэпманы (свободные предприниматели СССР в период НЕПа), то есть все это уже было. Мы каждый раз проходим по спирали только этого не замечаем.
Естественно что разгул преступности пришел на революционный период и процветал до тех пор пока не сформировалась сильная исполнительная власть которая за ценой не постояла. Как только власть сформировалась с бандитами церемониться не стали. Большинство были уничтожены физически без суда и следствия, а как только государство крепко стало на ноги то стало понятно как использовать остальных. В лагеря хлынули большие массы людей, состав был самой разнородный: интеллигенция, студенты и бандиты. Для контроля над ней потребовалось бы большое количество сотрудников. А между тем у уровня страны находились люди хорошо знавшие специфику криминального мира. Сам Иосиф Виссарионович был в свое время авторитетным преступником и тюремные порядки и нравы преступного сообщества знал не по наслышке.
В НКВД служило немало бывших профессиональных революционеров сподвижников железного феликса, прошедших ту же школу. Вот тут то в недрах нквд и родился простой и гениальный план который формулировался одной фразой: "преступность должна искоренить сама себя".
Такое понятие "вор в законе" появилась в период с 1930 по 1932 годы. Родилось оно на лубянке. Так в чем же была суть этого замысла? Поскольку управлять таким количеством осужденных даже при суровых тогдашних законах было невозможно, решили прибегнуть к помощи уголовников имевших к тому времени уже достаточно выстроенную организационную схему. Учитывая что все авторитетные воры являлись одновременно и помощниками власти, а самые неуправляемый и одиозные уже были к тому времени пущены расхода. То провести в жизнь этот план при такой организации было несложным.
За основу взяли один из постулатов "вор не должен работать", поэтому в обмен на льготные условия пребывания в колонии воры должны были обеспечивать порядок и соблюдение плана. Каким образом это будет происходить вопросы второстепенные, даже если случаются перегибы на местах, то вор сам должен был определить кто за это понесет наказание.
Интересная история самого названия изобретенного чекистами "вор в законе", здесь пошли по принципу и вашим и нашим. Сказали ворам примерно так:
"У вас уже сложились определенные воровские понятия вот вы их и продвигаете, но помните что слово закон ментовское и действовать вы будете по нашему закону. Кто не захочет называться вором в законе будем актировать, а братве объясните, что это закон неписанный так и вам будет легче туда строчки вставлять".
Несогласных было немного вот так и появилось это непонятное понятие "вор в законе". Дальше машина заработала как и положено план любой ценой доходягам похлебка, мужикам положенная пайка хлеба, хозяину нужные показатели, а блатным лафа.
Так и начали строить материально техническую базу социализма и надо сказать что строили результативно, ударными темпами. А где еще встретить такую производственную систему с такой эффективностью? Наказание за провинность наступала без всякого КЗоТ прямо у станка выработка 250%.
Система оправдывала себя по всей стране сбоев не давала. Во время войны доходило даже до того что осужденные сами себя охраняли на вышках, стояли бывшие партработники, военные прокуроры, осужденные по разным статьям таким образом к 40-м годам большая часть организованных преступных групп была ликвидирована, а оставшиеся находились в лагерях и жизнь медом тоже не казалась.
Уровень преступности в то время был гораздо ниже по сравнению с 1920-ми, жить стало легче жить стало веселее, но тут грянула война. Через некоторое время призывать в войска стали и из лагерей лозунг был такой:
кто хочет кровью смыть позор преступления бери ружье и вставай в строй
По разным причинам шли на войну из зоны. Пошли и воры в законе, причем многие из патриотических чувств, но взяв в руки оружие они нарушали воровские понятия, но те из них кто остался в живых говорили, что война дело исключительное
у меня одессу у жгут а я тут сижу
Так началось расслоение воров на правильных и неправильных
Комментариев нет:
Отправить комментарий