В свое время на улице Суетинской кипела суетливая жизнь. Тут в основном жили ремесленники и батраки. Внизу под горой кипела портовая жизнь, где и сбывались товары. От того и название улицы пошло.
Церковная реформа патриарха Никона, начатая в 1653 году. Новшества вводились не по местным соборам, а единовластием патриарха. Кому-то это было выгодно, а ком-то нет. Решение Никона было обусловлено политическими причинами.
В 1654 году произошло воссоединение России с Украиной, где аналогичная церковная реформа уже была проведена. Жестокие репрессивные методы патриарха, а впоследствии и царя Петра I, только усугубляли конфликт со старообрядцами.
Гонимые старообрядцы бежали в дремучие поволжские керженские леса и ветлужские леса. Нижний Новгород мог бы стать негласной столицей староверов. Чтобы этого не случилось в 1672 году была учреждена нижегородская епархия.
Однако столетия спустя после принятия церковной реформы Никона власти были вынуждены признать бесперспективность борьбы со старообрядцами. С приходом Екатерины II власти в 1762 стали приниматься указы отменявшие притеснение старообрядцев. Их призвали вернуться в Россию, разрешили носить платья старого покроя, не брить бород, избираться на общественные должности и выступать свидетелями в судах.
Уже в конце XVII века русское старообрядчество распалось на два лагеря. Поповщину — признающую наличие священника при богослужении. И беспоповщину — отрицавшую всякую возможность существования истинного духовенства.
Белокриницкая иерархия — это пример поповского направления. Она обосновалась в селе Белая Криница. Новую церковь возглавил Босно-Сараевский митрополит Амвросий. Потому так как только архиереи могут возводить в сан дьякона, священника, епископа. В народе это образование получило название Австрийской церковью, потому как Белая Криница располагалась на территории Австрийской империи.
Белокриницкая епархия стала настоящим шоком для русской православной церкви. Неудивительно, что нижегородская старообрядческая епископия, созданная в 1876 году оставалась на нелегальном положении.
1896 год, купец-пароходчик Дмитрий Васильевич Сироткин строит дом с молельней (Ильинская, 46), здесь старообрядческая община чувствовала себя как у Христа за пазухой.
Усадьба Д.В. Сироткина |
Ильинская, 46 |
Сейчас там гостиница |
Здесь была молельня |
Снимал издали и думал там есть инициалы, но нет |
Манифестом 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» дарованы свободы гражданам Российской Империи.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…
В апреле 1912 года городской архитектор Н.М. Вешняков составил проект церкви. Но разрешения долго не дают, поэтому Сироткин начал строительство церкви без разрешения и приобретает дом на перекрестке улиц Минина и Музейного переулка и устроил там старообрядческую молельню.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старообрядческая) Источник |
Такая дерзость и непосредственная близость с новой православной Георгиевской церковью только усугубило конфликт между староверами, нижегородским губернатором и правившим архиереем, так что строительство церкви пришлось приостановить.
В марте 1913 года Сироткин избран городским главой. В июне 1914 года проект церкви утвержден и в том же году строительство завершилось.
В 1938 году храм отобрали из-за отсутствия священника. Летом 1945 нижегородской общине Белокриницкого согласия церковь вернули.
31 июля 1964 было принято решение о ее сносе, через год оно было приведено в исполнение. Стояла церковь где сейчас стоят дома Суетинская, 1А и Гоголя, 5.
Место где стояла церковь |
О существовавшей Белокриницкой общине в районе улицы Суетинской сейчас не напоминает ничто. Однако она существует до сих пор. Это кладбище по улице Пушкина, недостроенная кладбищенская церковь была передана общине в 1965 году, сюда перешла вся утварь из уничтоженного храма, в том числе и уникальный резной иконостас.
В народе кладбище называют старообрядческим или Бугровским, хотя эти названия в корне неверны. В России не было принято называть места захоронений именем человека, традиционно кладбища получали названия именем храма или монастыря, к которому они относились.
Кладбище по улице Пушкина примыкало к старообрядческому скиту. Варвара Михайловна Бурмистрова-Рукавишникова выкупила землю, на ее же средства была возведена ограда и начато строительство церкви (архитектор Покровский). Однако революционные события не дали достроить храм до конца. Правильное и изначальное название "Старое городское кладбище".
В 1964 году церковь передали Белокриницкой общине.
UPD 25.12.2022
24.12.2022 (дата съемки)
Само здание церкви за высоким забором |
Странное место. Место упокоения среди шумного города |
Церковь хоть и старообрядческая, но захоронений с голубцами я не приметил. Да и церковь отделена внутренним двором, создается впечатление, что кладбище здесь само по себе, а церковь сама.
Центральный вход со двора |
Что эти знаки означают? |
Такие же знаки можно увидеть под куполами |
Стояла церковь где сейчас стоят дома Суетинская, 1А и переулок Гоголя, 5.
ОтветитьУдалить